Вариации с зажиганием


Собственно в названии самого устройства и заложена его функциональность. Вариатор при работе автомобиля на газовом топливе динамически изменяет угол опережения зажигания, тем самым делая работу двигателя на данном топливе эффективнее. Необходимость в данной процедуре обусловлена тем, что газ имеет октановое число 105 против 91–98 у бензина, соответственно, характер сгорания воздушно-газовой смеси отличается от того на который настроен алгоритм бензинового мотора.

STAG_tap_02

Сгорание газо-воздушной смеси происходит дольше и даже в момент открытия выпускного клапана реакция продолжается. При этом уменьшается не только эффективность данного процесса, но и увеличивается риск повреждения клапанов и седел от перегрева. Тепловые зазоры при этом увеличиваются, снижается компрессия, а это постепенно приводит к потере мощности и экономичности.

Для того чтобы обеспечить своевременное и оптимальное сгорание топливно-воздушной смеси требуется изменять момент ее воспламенения, а для этого приходится изменять угол опережения зажигания. Но так как этот параметр может изменяться в различных режимах работы двигателя, то приходится прибегнуть к установке электронного блока (вариатора) динамически изменяющего УОЗ в режиме реального времени. Вариатор получает информацию с датчика положения коленвала и корректирует его показания, поступающие на ЭБУ двигателя. При этом в алгоритм самого эмулятора закладывается величина угла опережения зажигания на определённой частоте оборотов мотора.

STAG_tap_03

Для современного ГБО 4 поколения несколько различных моделей вариаторов под маркой STAG предлагает компания AC S.A. Ранее это были STAG TAP-01 и STAG TAP-02, которые устанавливались на автомобили, оборудованные датчиком положения коленчатого вала индуктивного или цифрового типа, соответственно. Теперь же польский производитель предлагает новую модель STAG TAP-03, которая в зависимости от модификации (TAP-03/1 или TAP-03/2) также может работать с индукционным или цифровым датчиком коленчатого вала и двумя датчиками распределительных валов.

Основные преимущества вариатора STAG:

  • Повышение эластичности при работе на газовом топливе;
  • Снижение расхода газового топлива (на 5- 10% для пропан-бутана и на 10-20%, для метана);
  • Снижение риска обратных хлопков в ГБО предыдущих поколений;
  • Выравнивание номинальной мощности (5-10% для пропана и 10-25% для метана) двигателя при работе на газовом топливе, относительно мощности, полученной на газе без вариатора.